Создание контента- творчество ума или работа для более сложных машин?

Создание контента- творчество ума или работа для более сложных машин?

Все знакомы с понятием искусственный интеллект (ИИ). Все мы с интересом и предвкушением следим за его развитием. Кто-то относится к нему скептически, кто-то уверен, что машины — это будущее человечества, а кто-то боится, что они поработят наше общество. Но, я думаю, всех интересует вопрос: сможет ли машина превзойти человека? И если да, то в чем?

Мы получаем энергию от еды и сна, машины от топлива и электричества. Род деятельности людей во многом зависит от полученных ими знаний, как и у машин. На самом деле, хоть машины и являются результатом воображения и работы человека, сложно сказать, что они целиком и полностью зависят от нас. Возможно, даже наоборот. Сегодня трудно представить жизнь без машин и автоматических устройств. Из этого вытекает вопрос: могут ли они не только помочь и облегчить жизнь, но и заменить нас? К примеру, могут ли машины создавать что-то новое в сфере искусства и создании нового контента?

В своей книге «Художник в машине: мир творчества на основе искусственного интеллекта» американский писатель Артур Миллер рассматривает вопрос творческого потенциала ИИ. В одной из глав, которая также была напечатана в британской газете «The Guardian», автор, пытаясь ответить на вопрос «Станет ли искусство, созданное компьютером, чем-то обычным в нашей жизни?», рассказывает о художнике, Марио Клингенманне, использующего в своих работах искусственный интеллект. Работы Марио были представлены во многих музеях, одна из его работ получила приз Люмена. Это первый случай, когда приз заслужила работа, созданная ИИ. Марио считает, что «люди могут опираться только на имеющийся личный и коллективный опыт, а машины могут создавать с нуля.». Полвека назад никто бы и подумать не мог, что машины будут получать призы в творческих конкурсах. Поэтому подобные новости до сих пор удивляют нас. Автор книги, Артур Миллер не сомневается в том, что однажды творческий потенциал машин превзойдет человеческий, и «Они не только заменят нас, но и могут улучшить жизнь, позволив людям и машинам работать бок о бок на самом высоком уровне творчества».

В статье «Программисты- новые художники?», опубликованной в независимом издании о технологиях и бизнесе RUSBASE, автор рассказывает о digital-художниках, нейросетях, арт-группах и художниках, использующих ИИ, например, арт-группа Obvious, произведение которой было продано за 432 тысячи долларов, и о вышеупомянутом Марио Клингенманне. Автор также приводит мнение различных специалистов относительно вопроса актуальности и востребованности нового направления в искусстве, вопроса интеллектуальной собственности, и его перспектив. Многие специалисты, упомянутые в этой статье, считают, что машины не смогут создать произведение искусства, т. к. за ним всегда стоит личная история художника и его эмоции, чего от машин требовать невозможно. С этим довольно трудно поспорить, учитывая желание людей увековечить свое имя и свою историю. Искусство — это то, что всегда помогало людям в этом.

На радиостанции Свобода существует программа «Футурошок» — программа о человеке перед лицом технологических и социальных изменений. Ведущим программы является Сергей Медведев, гости которого говорят о том, что ждет человечество и каждого из нас уже завтра. В одном из эфиров Сергей обсуждал с Петром Левичем, директором департамента взаимодействия науки, технологий и общества Московского технологического института, творчество машин. Петр ответил на ряд вопросов, касающихся способности ИИ решать творческие задачи, включая написания музыки, пьесы, картин и т. д. О том, можно ли считать произведения, которые были написаны машиной, искусством. По его словам, довольно трудно точно определить, что такое сознание, которое создает творческие идеи. Если рассматривать его как продукт нейронов, то машины тоже могут творить. Если же рассматривать сознание как душу и что-то возвышенное, то «мы не можем уподобиться богу и своими руками создать этот добавочек у машины, у нейронной сетки».

В статье «Творческие машины», опубликованной в журнале Artists Create Markets, автор размышляет о том, что если для создания общепризнанного и популярного творческого материала необходимы алгоритмы, то почему с этим не могут справиться машины? Он упоминает компьютерную программу Next Rembrandt, задача которой заключалась в том, чтобы проанализировать творчество Рембрандта и создать на базе этого анализа что-то абсолютно новое. Но каковы последствия у такого «творчества»? По словам автора: «будущему понадобятся оригинальные мыслители, которые смогут применить воображение к технологиям и увидеть возможности, навсегда скрытые для читателей шаблонов. Оригинальность, творческий скачок, разрушающий форму фильм, или песня-все это навсегда останется даром человека. Творческие машины, воспроизводящие прошлые паттерны, будут ограничены в своей полезности».

Сомневаюсь, что когда-нибудь люди смогут прийти к единому выводу относительно креативности машин. По моему мнению, компьютеры не смогут превзойти человека в этом, какими бы алгоритмами они не следовали. Я считаю, что креативность- исключительно человеческое качество, порой абсолютно иррациональное и не подчиняющееся правилам. Поэтому, сколько бы наград не получал ИИ, его деятельность искусством я назвать не могу. Единственное, что мне представляется возможным- взаимодействие человека и машин для создания чего-то совершенно нового.

Поделиться: